Описание проекта

Вертолетчики страны, вы для неба рождены

Сегодня у нас особенная поездка. По дороге в Москву, куда нас позвали деловые вопросы, мы решили заехать в г. Торжок, расположенный в Тверской области. Здесь прямо на территории действующего военного аэродрома, занимающегося подготовкой профессиональных вертолетчиков, на базе 344-го центра боевого применения и переучивания (лётного состава Армейской авиации) есть уникальный музей винтокрылых чудес нашей боевой техники. Хотя экспозиция под открытым небом официально входит в число музеев Тверской области, попасть сюда не так просто. Для гостей, желающих увидеть легендарные боевые машины, выставочный комплекс чаще всего открывает свои ворота по праздникам. Нам же повезло, мы сможем осмотреть вертолеты в будний день по предварительной договоренности. Музей вертолетов в Торжке является обладателем почти полной коллекции боевых винтокрылых экспонатов, когда-либо выпускавшихся на обширных просторах бывшего Союза советских социалистических республик. Идея создать выставку боевых достижений вертолетчиков родилась в середине 90-х годов прошлого века. С тех пор в музее побывали тысячи фанатов этих машин. Мы оставляем машину на парковке и в сопровождении гида-профессионала, любезно вызвавшегося показать нам парк вертолетов, отправляемся знакомиться с винтокрылыми «птицами».

Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке

Сила, мощь, характер, стиль

Первая боевая «ласточка-трудяга» на нашем пути вертолет Ми-1. Этот вертолет в далеком 1948 г. стал первооткрывателем в деле выпуска серийных машин. У Ми-1 есть несколько модификаций, адаптированных для разных нужд народного хозяйства. Одна из версий была рассчитана на 1 пилота и 3-х сопровождающих. Премиум-версия была средством передвижения для президента Финляндии. Вертолет успел поработать летающим санитаром, почтальоном, помощником полярников и работником сельского хозяйства. На борту Ми-1 учились вертолетному делу несколько поколений летчиков. В конце 50-х годов ХХ века была создана модификация Ми-1 для боевых целей. Армейские «металлические птицы» Ми – 1В успешно воевали в Китае, Израиле, Египте, Сирии и Северном Йемене. К сожалению, сейчас познакомиться с разными модификациями Ми-1 можно лишь в музее.

Мы останавливаемся около Ми-2, легендарного вертолета до сих пор создающего конкуренцию своим собратьям по небу в вопросах неприхотливой и надежной эксплуатации. Среди пилотов даже ходит такая байка: если научишься управлять Ми-2 – сможешь летать потом на любых видах винтокрылых машин. Мудрый Ми-2 может вместить 10 пассажиров, развивает скорость почти до 200 км/ч и способен одолеть почти 600 км пути. Обходим со всех сторон 2-х соседей, это Ми-4 и Ми-8, второй в свое время стал логическим продолжением первого в делах военных и хозяйственных. Ми-8 удалось занять 1 место сразу в 2-х вертолетных номинациях. Это самая массовая винтокрылая модель не только среди 2-х двигательных вертолетов, но и среди вертолетов всего мира.

Ми-24 «Крокодил» российского вертолетостроения есть в музее сразу в 3-х модификациях. Родилась эта транспортно-боевая машина в начале 70-х годов прошлого века и с тех пор без ее участия не обходится ни один военный конфликт, в котором принимает участие наша страна. Уникальному летательному винтокрылому аппарату присуще наличие целой линейки функций: ночной дозор, милицейское патрулирование, противостояние танкам, минный трал, корректировка данных разведки. 3 члена экипажа делят борт в полетах с 8 десантниками. «Летающий кран» Ми-10 – детище авторов Ми-6, подогнавших модель по нужды строителей, связанных с высотными работами. В боевых модификациях Ми-10 машиной управляет экипаж из 5 человек, боевой вертолет умеет переносить баллистические и крылатые ракеты. Данная модель винтокрылых аппаратов выпускалась в ограниченном количестве, и увидеть ее в живую большая удача.

Редкий экземпляр коллекции – модель вертолетов Ми-18, являющаяся усовершенствованным видом вертолета Ми-8. Производство данных вертолетов было недолгим, конструкторы использовали новинки вертолета для расширения линейки аппарата Ми-8 и сняли Ми-18 с производства. Есть в уникальном собрании музея вертолетов в Торжке и всемирно известный вертолет Ми-24В. Он вошел в историю вертолетостроения, как модель покорившая расстояние Торжок – Майами. Полет был приурочен к 500-летнему юбилею США, и сейчас украшает вертолетный музей под открытым небом своим присутствием. Мы проходим мимо вертолета Ми-6, в линейке которого есть машина-пожарник Ми-6ПЖ, осматриваем Ка-25, наш противолодочный гигант, находящий после полетов приют на специальных кораблях. Ка-25 – первая советская противолодочная винтокрылая машина.

Больше всего мы проводим времени около Ми-26. Этот мощный и крупный транспортный гигант ошеломляет своим видом и статью. В десантном варианте аппарата могут свободно поместиться почти 70 орлов ВДВ и 80 солдат. В санитарной машине можно транспортировать 6 десятков носилок  для раненых бойцов. Поражает внутреннее помещение большой площади, гид рассказывает нам о способности моделей Ми-26 осуществлять транспортировку друг друга, 1 вертолет в случае необходимости способен перевести второй. Эту уникальную возможность не смогли повторить авиаконструкторы ни в одной другой стране мира. Металлический «монстр» Ми-26 умеет почти все на свете. Его используют, как военный транспорт, строительный кран, перевозчик и заправщик горюче-смазочных материалов, грузовой транспорт, винтокрылый госпиталь  и пожарный вертолет. Машиной управляют 6 человек, высота полетов – 6500 м, скорость передвижения – 250 км/ч.

Остаток экскурсии мы посвящаем Ка-27 и вертолетам этой серии. Это еще одна гордость российской вертолетной отрасли. Функционал вертолета многогранен: поддержка огнем морских пехотинцев, радиолокационная разведка, противолодочные и поисково-спасательные действия. На территории воинской части есть постоянно действующие курсы, которые готовят военных специалистов: летчик с навыками снайпера и штурман с навыками снайпера. Вертолетный полк проводит обучение пилотов и профессионалов других военных направлений на базе моделей вертолетов: Ка-50, Ми-28, Ми-26 и Ми-8. Здесь же базируется группа мастеров пилотажа «Беркуты». Несколько часов в музее истории вертолетов пролетели, как одно мгновение. Мы покидали военное подразделение с чувством гордости за свою страну, умеющую создавать и эксплуатировать такие мощные и уникальные вертолеты.

Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов в Торжке